двигатель тойоты
09.04.2021

Как увеличить срок службы и что такое капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания

Большинство автомобильных двигателей рассчитаны на пробег в один миллион километров. Основные достоинства таких двигателей – высокая износоустойчивость деталей и ремонтопригодность. Жизненный цикл мотора выглядит так:

  • Техническое обслуживание – 1–2 раза в год;
  • Капремонт – каждые 300–400 тыс. км пробега.

После третьего капитального ремонта автомобиль проходит ещё 300–400 тыс. км, затем наступает предельное состояние двигателя, при котором восстановление нецелесообразно по экономическим, техническим, экологическим или другим причинам. Следующий этап – замена двигателя, чаще всего, с автомобилем.

Что значит капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Детали ДВС изнашиваются от трения и механических нагрузок, от местных нагревов меняется структура металла. Коррозия разъедает рубашку блока и головку цилиндров.

Своевременное проведение технического обслуживания, замена масла и охлаждающей жидкости замедляют износ деталей, но вечный двигатель не изобретён – ресурс ДВС продлевает капитальный ремонт.

Капремонт – это набор ремонтных работ, при которых выполняется демонтаж, разборка двигателя и полная замена изношенных деталей, чем достигается восстановление технических характеристик мотора, приближенных к заводским.

капитальный ремонт двигателя

Полный ремонт ДВС требует наличия станочного парка, измерительных инструментов, средств диагностики. В кустарных условиях капремонт проводить не рекомендуется.

Когда делают капитальный ремонт двигателя, показания к проведению

Не все автопроизводители указывают в инструкции по эксплуатации автомобиля периодичность капитального ремонта ДВС. Необходимость проведения капремонта можно определить по следующим косвенным признакам:

  • Наблюдается выход дыма из сапуна и выхлоп чёрного цвета;
  • Увеличился расход топлива и масла;
  • Снизилась мощность;
  • Упало давление масла;
  • Увеличилась температура охлаждающей жидкости.

При сочетании этих отклонений нужно обследовать двигатель с применением диагностических средств и переносных приборов в автосервисе. Замер компрессии и давления масла образцовым манометром – это первое что нужно сделать. Если давление масла ниже допустимого эксплуатация автомобиля усугубит проблему и увеличит стоимость ремонта.

По результатам диагностики владелец автомобиля, принимает решение об объёме ремонта ДВС, учитывая рекомендации механика автосервиса.

Что входит в капитальный ремонт двигателя

ДВС различаются по способу воспламенения на дизельные и бензиновые, по расположению цилиндров на вертикальные и V-образные, по виду топлива на бензиновые, дизельные и газовые. Отличий много. У дизельных двигателей сложная топливная аппаратура, газовые имеют редуцирующие устройства для подачи рабочей смеси в цилиндры. Объединяет их одно – состав узлов, в общем случае он выглядит так:

  • Блок цилиндров;
  • Картер;
  • Головка цилиндров;
  • Детали цилиндропоршневой группы;
  • Кривошипно-шатунный механизм.

Каждый узел состоит из набора деталей, которые подвержены износу.

детали двигателя

Поршни, кольца, вкладыши выпускаются номинального размера и трёх ремонтных.

Порядок проведения капитального ремонта ДВС

Капремонт начинается с демонтажа и разборки двигателя. Детали тщательно очищают и промывают.

На заводе-изготовителе основные детали промаркированы, при разборке необходимо заметить, как они установлены. При отсутствии меток нужно их нанести, чтобы при сборке не нарушить взаимное расположение.

Далее детали осматривают, измеряют и дефектуют. Измерительный инструмент должен быть поверенным. Ошибки в измерениях на сотые доли миллиметра приведут к неверным решениям по замене сборочных единиц.

Блок цилиндров (БЦ) – это литая деталь из чугуна или сплава алюминия. БЦ изготавливают монолитным или со съёмными гильзами. Распространённые дефекты БЦ, это:

  • Эллипсность и конусность цилиндра. Если эти размеры по индикатору превышают 0,04 мм и 0,06 мм, соответственно, БЦ подлежит ремонту.
  • Задиры и риски на зеркале цилиндра.
  • Поломка шпилек крепления головки блока цилиндров (ГБЦ).
  • Задиры на постели рамных подшипников.
  • Трещины в рубашке охлаждения.

БЦ восстанавливается шлифовкой, протачиванием на станке или заменой гильз, в зависимости от вида БЦ. Поршни, компрессионные и маслосъёмные кольца подлежат полной замене на ремонтные большего диаметра. Основные ремонтные работы ГБЦ выполняются в следующем порядке:

  • Полная разборка.
  • Проверка на герметичность (опрессовка).
  • Проверка нижней плоскости, при необходимости восстановление шлифовкой.
  • Замер люфта клапана в направляющей втулке.
  • Проточка сёдел клапанов развёрткой, притирка поверхностей седло-клапан, проверка герметичности.
  • Замеры шеек распределительного вала и диаметра подшипников скольжения. Замена кулачкового вала или восстановление постелей требуется, если разница более 0,1 мм.

По результатам осмотра и замеров шеек коленчатого вала принимается решение о замене или восстановлении. При подозрении на трещины проводится капиллярный контроль. Геометрия шеек восстанавливается проточкой с последующим шлифованием. Вкладыши подшипников скольжения заменяются на новые соответствующего ремонтного размера.

При сборке агрегата прокладки, сальники, приводные ремни подлежат полной замене на новые. После сборки ДВС и установки на машину производится обкатка на холостых оборотах.

В СПб капитальный ремонт ДВС грузовых, легковых автомобилей и автобусов, оборудованных бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями выполняют опытные механики автосервиса «РКС Авто». Стоимость работ на 2021 год вы можете узнать во вкладке «Цены».