проверка тормозной жидкости тестером
09.04.2021

Как часто меняется тормозная жидкость в автомобиле, показания для замены

Легковые автомобили оборудованы гидравлическими тормозными системами. Рабочим агентом является жидкость, давление которой передаётся от педали тормоза на исполнительные механизмы. Прочитав настоящую статью, вы узнаете какую жидкость использовать для автомобиля.

Типы и свойства тормозной жидкости и как она впитывает влагу

Тормозная жидкость (ТЖ) состоит из основы, растворителя и присадок. От 80 до 98 % составляют основа и растворитель, поэтому в зависимости от состава ТЖ можно разделить на следующие виды:

  • Минеральные, марок БСК и ТЖ-22М, имеют плохие эксплуатационные качества, на современных автомобилях не применяются. В данной статье рассматриваться не будут.
  • Силиконовые, марки ДОТ-5, не рекомендованы к применению на машинах, оборудованных антиблокировочными системами (АБС). Низкая гигроскопичность ТЖ этой марки увеличивает срок службы, но, с другой стороны, влага не смешивается с ТЖ, а скапливается в нижних точках. При замерзании образуются пробки, возможен разрыв тормозных трубок и шлангов.
  • Гликолевые, марок ДОТ-3, ДОТ-4, ДОТ-5.1, содержат в основе полигликолевые и борнокислотные эфиры. В основе ДОТ-5.1 дополнительно содержится силикон. Все гликолевые марки взаимозаменяемы, допускается смешивание при условии, что доливается ТЖ более высокого класса к низкому. Наиболее часто в современных автомобилях применяется ТЖ ДОТ-4.

Одним из основных свойств ТЖ является гигроскопичность.

Гигроскопичность – это свойство вещества поглощать водяные пары из воздушной среды.

При содержании влаги более 3 % по объёму металлические детали тормозной системы подвергаются коррозии. Периодичность замены ТЖ один раз в два года продиктована именно этим обстоятельством. За два года эксплуатации автомобиля концентрация воды приблизится к 3–3,5 %. Дальнейшее увеличение недопустимо. Продлить срок службы тормозной системы можно только своевременной заменой ТЖ.

Температура кипения ТЖ 205 °С, при повышении концентрации влаги более 3,0 % она снижается на 50 °С. При движении в городском режиме жидкость нагревается до 150 °С и может закипеть, что недопустимо. При кипении образуются пузырьки газа. Паровая пробка выводит тормозную систему из работы. Педаль проваливается.

Замер концентрации влаги в рабочих жидкостях выполняется тестером.

тестер концентрации влаги в рабочих жидкостях

Тестер содержания влаги в рабочих жидкостях.

Принцип работы прибора основан на измерении сопротивления между контактами. При обводнении ТЖ сопротивление увеличивается. Свечение жёлтых индикаторов указывает на содержание влаги от 1,5 до 3,0 %, красных – более 3,0 %.

Как меняется тормозная жидкость в автомобиле

Многие автолюбители меняют ТЖ самостоятельно. Удобнее это делать с помощником. Автомобиль устанавливается на смотровую яму или эстакаду. Доступ к бачку главного тормозного цилиндра (ГТЦ), педали тормоза и штуцерам тормозных механизмов должен быть свободным.

Для работы потребуются следующие материалы и приспособления: груша или шприц, шланг прозрачный силиконовый с внутренним диаметром 2–4 мм, прозрачная мерная ёмкость, ключ гаечный под грани штуцера прокачки, ТЖ, приобретённая с запасом в 0,5 литра.

Работа выполняется в следующем порядке:

  • Снять крышку бачка ГТЦ.
  • Откачать грушей или шприцем ТЖ из бачка, бачок ГТЦ долить до «max» свежей жидкостью.
  • Снять колпачок со штуцера прокачки тормозного механизма заднего левого колеса, на штуцер одеть шланг и поместить его в мерную ёмкость.
  • Открутить штуцер на 1/4–1/2 оборота. Контролировать поступление ТЖ в мерную ёмкость и уровень в бачке ГТЦ, который нужно постоянно пополнять.
  • Нажать на педаль тормоза (это делает помощник). Следить за тем, чтобы конец шланга был погружен в ТЖ мерной ёмкости. Перед отпусканием педали тормоза штуцер прокачки закрутить – это гарантирует от подсоса воздуха в систему. Повторять прокачку до появления в шланге прозрачной ТЖ.
  • Повторить процедуру прокачки на тормозном механизме правого заднего колеса, затем на тормозах передних колёс.

Внимание! Снижение уровня до выходных штуцеров бачка ГТЦ недопустимо – это приведёт к завоздушиванию тормозной системы.

Объём слитой ТЖ с задних тормозов должен быть больше, чем с передних – это объясняется разницей длины тормозных трубок.

Для замены ТЖ автосервисы используют специальные установки, применение которых исключает завоздушивание системы. Работу выполняет один автомеханик.

специальная установка для тормозных жидкостей

Установка для замены ТЖ в любых тормозных системах автомобилей, в том числе, оснащённых АБС.

Как узнать какая тормозная жидкость залита в машину

Тип ТЖ можно определить по цвету. Силиконовая жидкость ДОТ-5 имеет красный цвет с оттенками малинового или розового, в зависимости от производителя. ДОТ-5 недопустимо смешивать с другими ТЖ. Гликолевые, марок ДОТ-3, ДОТ-4, ДОТ-5.1 окрашиваются в жёлтый цвет (янтарный).

Все эти жидкости имеют одну основу, но у разных производителей отличаются составом антикоррозийных и антиокислительных присадок. Не все марки ДОТ- 5.1 предназначены для систем АБС. Если сомнения по смешиванию ТЖ присутствуют, слейте старую жидкость, промойте и просушите систему, заправьте систему свежей ТЖ. Безопасность всего дороже.

Автолюбителям Санкт-Петербурга помогут автомеханики РКСАвто. Стоимость замены ТЖ в 2021 году вы можете узнать в рубрике «Цены».