ремонт кузова
12.05.2021

Что нужно учитывать при ремонте кузова

Кузовом называют несущий каркас машины, это одна из наиболее дорогих деталей автомобиля. От его состояния зависит не только функциональность средства передвижения, но и безопасность водителя с пассажирами.

Виды кузовов

Существует несколько видов кузовов. Общая классификация по компоновке такая: двухобъемные, трехобъемные, однообъемные. Один из самых распространенных – седан. В нем закрытый вид кузова и 4 двери. При этом багажник структурно отделяется от остальных частей.

Универсальный вариант отличается от седана тем, что багажник совмещен с салоном. Крыша при этом продлена до заднего края. Сзади есть дополнительная дверь. Хэтчбэк – еще один популярный вариант. В нем есть короткий задний свес. При этом может быть, как 1, так и 2 ряда сидений. При этом есть дверь в задней стенке.

Бывает еще более современная форма – лифтбэк. Одним из примеров такой машины является Skoda Octavia. При этом открытие багажника происходит, как у седана, но есть и дополнительная кнопка для другого варианта открытия. Все типы кузовов автомобилей имеют свои преимущества, но все зависит от предпочтений владельца. Ремонт деталей при этом может разниться в зависимости от кузова.

Основные этапы реставрации кузова

Ремонт кузова автомобиля включает в себя все процессы для восстановления его в первичное состояние. В него входит выравнивание поверхности после вмятин и деформаций, а также сварка трещин, очистка от ржавчины. При соблюдении правил технологического процесса можно не только убрать следы коррозии, но и исправить геометрические изменения детали.

Одной из наиболее востребованных процедур считается восстановления багажника. Опытный кузовщик способен вернуть первоначальную форму детали. При этом демонтаж багажника проводить не всегда обязательно. Но если деформированы ребра жесткости или сильные вмятины, деталь снимают. В большинстве случаев отремонтировать дверь багажника гораздо дешевле, чем полностью менять.

Какой бывает кузовная реставрация:

  1. Абразивная полировка. Позволяет устранить незначительные царапины, пятна. От них нужно избавляться, так как на целостной поверхности не появляется ржавчина. Полировочная процедура выполняется при сильном повреждении лакокрасочного слоя или металлического покрытия. Производится шлифовка, пока зона не станет идеально гладкой. В таком случае коррозии не будет.
  2. Восстановление первичного вида кузова. В нее входит большой комплекс работ, чтобы вернуть первичное состояние. Обычно потребность возникает после аварий с серьезными повреждениями транспортного средства. Для этого искривленные зоны необходимо выровнять, чтобы восстановить машине баланс.
  3. Рихтовка. Она требуется для выправления поверхности. Для процедуры используются опоры, выправочные молотки и другие механизмы. Рихтованные процессы может выполнить только мастер с опытом.
  4. Локальные ремонтные работы. Чаще повреждается небольшая часть, поэтому проще восстановить отдельные элементы кузова автомобиля.
  5. Глобальная реставрация. Она требуется при сильных повреждениях. Все этапы проводятся только опытными механиками, так как нужно провести демонтаж ряда систем.

В первую очередь необходимо провести полную диагностику, чтобы определить насколько серьезные повреждения. К примеру, при ДТП делается проверка геометрии автомобиля. Важно удостовериться, что не смещены составные и несущие части машины. Вторым этапом выполняется разборка техники. Можно полностью или частично выполнить разборку.

На третьей стадии делаются все реставрационные процессы. Это могут быть: рихтовки, сварка, удаление вмятин, растяжка и стяжка. Наиболее кропотливый момент – восстановление геометрии. Необходимо учитывать все заводские параметры и контрольные точки. У каждой модели они разнятся. Например, вытяжка лонджеров конструкций по трем плоскостям выполняется только с применением специального оборудования. При правильном подходе можно восстановить машину до нормативных показателей. После окончания кузовных механизмов делают проверку швов и зазоров.

После повторной диагностики приступают к покраске, ее делают в специальной камере. В ней определенная температура, вентиляция и уровни очистки. После затвердения лакокрасочного слоя можно приступить к сборке деталей. Рекомендуется провести дополнительные процедуры, среди которых защита кузова автомобиля при помощи специального грунта. Он повышает адгезию, служит отличной профилактикой коррозии. Как альтернативу предлагают нанесение специального слоя перед окрашиванием.

Особенности рихтовки

Рихтовкой называют процесс выравнивания поверхности. Этот этап помогает восстановить эстетичный вид машины. Существует 3 технологии:

  1. Вакуумный способ. Этой методикой можно устранить вмятины небольшого диаметра. Примерно, до 10 см. В центре повреждения фиксируется присоска, а потом благодаря винтовому механизму вытягивается повреждение. Часто не остается и намека на повреждение.
  2. Способ выстукивания. Этот вариант самый сложный, но подходит для наиболее тяжелых случаев. При этом нужный элемент разбирается, и на наковальне выстукивают повреждённую область с обратной стороны. Часть металла можно нагреть, чтобы облегчить работу, но важно не повредить структуру материала.
  3. Крючковая методика. Выполняется при повреждениях средней тяжести, потому что требуется провести серьезную работу. Необходимо просверлить небольшую дырку, в которую продевается крюк. Потом благодаря зацепу вытягивается искривленная часть. В финале всю зону шпаклюют и закрашивают.

При рихтовке нужно быть предельно осторожными и знать специфику технологий. Ведь алюминиевые элементы тяжело рихтовать, поэтому неопытный специалист может испортить покрытие.

Типичные ошибки

Одной из наиболее распространённых ошибок является сварка деталей стандартными электродами. Рихтовку можно выполнить и с обычными девайсами, но качество ремонта будет низкое. Неопытные механики могут нарушать температурный режим. Велик риск смещения кузова, если не дать металлу достаточно остыть. Тогда нужно будет выполнять дополнительно шпаклевание. А это не всегда можно замаскировать.

Другие типичные ошибки:

  1. Детали меняют в неправильной последовательности. Сначала нужно заменить двери, а только потом выставлять крылья и пороги. Это поможет избежать зазоров.
  2. Окрашивание делается с неправильным оттенком. Это бывает часто, когда процедуру выполняют без перехода с одной детали на другую. Кузов автомобиля нужно красить вместе с остальными деталями или подобрать краску в специальной палитре.
  3. Усадки. Они возникают при плохой шпаклевке или если не дать ей до конца досохнуть. Это проявляется уже после, когда машина побудет под солнцем.
  4. Пыль в краске. Это происходит, если технология не соблюдена. К примеру, окрашивание делают в непредназначенном для этого помещении.
  5. Прижег лака. Легковой автомобиль часто шлифуют на высокой скорости или не дают покрытию остыть. Поэтому появляется пятно.

Правильно зачистить и прогрунтовать швы очень важно, иначе через лакокрасочное покрытие проходит ржавчина.

Рекомендации

Один из важных советов – выбрать правильную сварку. Скол или серьезные повреждения лучше рихтовать полуавтоматом или аргановой сваркой. Именно они помогают сделать максимально тонкое покрытие. И минимизируется риск прожога кузова. В нижней зоне автомобильной запчасти необходимо зачистить днище, если подорвалась нижняя зона кузова.

Перед каждой покраской кузова требуется устранить коррозию, часто это труднодоступные места. Причем процедуру следует проводить только свежей краской. Желательно заранее нанести грунт и обработать поверхность шпаклевкой. Окрашивание следует делать только после полного высыхания предыдущих слоев.

Для покраски следует использовать специальный краскопульт. Сохнуть покрытие должно в специальной камере, там соблюдается идеальный температурный режим и нет никаких солнечных лучей. Полировку можно делать только после того как застыло лакокрасочное покрытие.