Масло в КПП – функции, периоды и этапы замены
Трансмиссионное масло в КПП периодически требует замены, об этом знают все опытные автовладельцы. Однако, срок замены зависит не только от марки машины, но и от условий ее эксплуатации и признаков, указывающих на необходимость внеочередного обслуживания. Залить новую жидкость можно самостоятельно, но если практике в ТО нет, то лучше обратиться в проверенный автосервис.
Функции трансмиссионного масла
Масло в коробке передач используется в первую очередь как смазка, снижающая трение между всеми элементами коробки. Хорошее качество продукции защищает шестерни и другие детали от механических повреждений и преждевременного износа. Кроме того, смазывающая жидкость отводит образующееся во время движения машины тепло, а в АКП выполняет функцию рабочего тела – передают крутящийся момент от силового агрегата к шестеренкам.
В процессе эксплуатации автомасло начинает терять физические свойства и одновременно в нем накапливаются мелкие частички металлических деталей. В итоге функция защиты, смазывания и отмывания деталей значительно ухудшается.
Несвоевременная замена масла в КПП приводит к неприятным последствиям:
- Поверхности соприкасающихся друг с другом шестерен из-за усиливающейся силы трения начинают быстрее нагреваться, а их поверхности подвергаются большему стиранию;
- Вследствие накапливания мелких частичек грязи и стружки фильтр уже не справляется с качественным очищением смазки;
- Старое масло по причине плохого его очищения и накапливания мелких частиц начинает действовать на детали коробки как абразивный порошок;
- Жидкость становится более вязкой, поэтому в летнее время быстрее разжижается, а зимой может замерзнуть.
Последствия несвоевременного сервиса могут быть разрушительными как для трансмиссии, так и для двигателя. В самых серьезных ситуациях силовой агрегат придется полностью поменять, а это потребует существенных затрат.
Периодичность замены
Замена трансмиссионной жидкости достаточно трудоемкая работа, поэтому без особых причин автовладельцы заменять ее не спешат. Производители транспортных средств обычно указывает сроки замены масел, но ориентироваться необходимо не только на инструкцию, но и на ряд других факторов. В автомобилях с АКПП менять смазочную жидкость следует в среднем через каждые 40-50 тыс. км, но если владелец практикует экстремальный стиль вождения с резким стартом, то обслуживание нужно проводить раньше, примерно через 20-30 тыс.км. пробега.
Механические коробки считаются более надежными и более простыми по конструкции, это позволяет менять в них масло через 100-120 тыс. км. Однако это относится к тем случаям, если машина с МКПП не подвергается чрезмерным нагрузкам и не перевозит тяжелые грузы. Периодически необходимо проверять,сколько масла в КПП осталось и следить за функциональностью трансмиссии, это позволит вовремя заметить признаки, указывающие на необходимость внеочередного ТО.
Менять смазочную жидкость обязательно вне срока требуется, если:
- Автомобиль приобретен с рук. В этом случае точно неизвестно, когда обслуживалось авто и поэтому лучше перестраховаться и поменять старое масло на новое;
- При последнем ТО фильтр коробки передач не менялся. Старый фильтр быстрее ухудшает свойства и качество смазки, поэтому при его наличии замену жидкости проводят примерно через 30 тыс. км;
- Из коробки слышны посторонние звуки – гул, удары, неприятные шумы.
Периодичность замены зависит и от качества используемого масла. Если залита оригинальная продукция, то ее хватит не менее, чем на 90 тыс. км. При использовании неоригинальных жидкостей этот срок сокращается до пробега в 60 тыс. км.
В ряде большинства машин есть специальный датчик, показывающий давление масла в коробке передач. Индикатор сигнализирует о снижении объема залитой жидкости и на ухудшение его качества. Периодически следует проверять уровень масла в коробке передач, это поможет не пропустить тот момент, когда его нужно будет долить или полностью поменять на новое.
Проверка уровня
За количеством трансмиссионного масла необходимо следить постоянно и проверять уровень через каждые 10-15 тыс. км. При существенном снижении объема жидкости работа КПП и основных узлов машины заметно ухудшается. Долив жидкости позволит предотвратить возникновение тех проблем, устранение которых потребует трудоемкого ремонта.
Проверяют уровень масла в большинстве машин с АКПП специальным щупом, находится он под капотом.
Чтобы тестирование показало верный результат нужно:
- Проехать на машине 10-15 км, это необходимо для прогрева трансмиссии;
- Остановиться на ровной площадке;
- Не заглушая двигатель, перевести рычаг в положение «Паркинг»;
- При заведённом моторе достать щуп и чистой ветошью протереть его, убирая все ворсинки и грязь;
- Вставить инструмент обратно;
- Через 3-5 секунд вынуть и посмотреть уровень, в норме он должен находиться между метками на щупе максимум и минимум.
Не во всех автомобилях алгоритм проверки жидкости идентичен. В некоторых уровень масла можно увидеть через небольшое смотровое окошечко, в других тест проводят при заглушенном двигателе. Способы и сроки обслуживания коробки передач указаны в техническом описании автомобиля, если его нет, то инструкцию можно легко найти в интернет-сервисах.
Масла для КПП
Какое масло заливают в коробку передач и что нужно учитывать при его выборе? В первую очередь тип жидкости зависит от вида КПП, она может быть механической, вариаторной, автоматической, роботизированной. Обязательно нужно учитывать вязкость смазки, от этого показателя зависит возможность ее использования при минусовых температурах.
По составу трансмиссионные масла делятся на:
- Минеральные. Изготавливаются из нефтепродуктов;
- Синтетические. Производят методом синтеза, такие жидкости оптимально взаимодействуют с различными присадками и добавками;
- Полусинтетические. Синтетическая основа смешивается с минеральной, к ней примешиваются добавки.
Для механических коробок передач масла делятся на классы, обозначаемые маркировкой «GL»:
- GL-1. В составе этой продукции присадок нет, либо они противопенные и антиокислительные, но без противозадирных добавок;
- GL-2. Содержит антифрикционные компоненты. Рекомендовано к использованию в машинах, эксплуатируемых на низкой скорости и без значительных нагрузок;
- GL-3. Соответствует эксплуатационным свойствам MIL-L-2105, содержит большое количество присадок;
- GL-4. Совпадает по составу с GL-3. Применяется в МКПП, если условия эксплуатации машины умеренные.
Масло для АКПП подбирается исходя из типа трансмиссии:
- Для гидротрансформаторных коробок больше подходит марка ATF;
- Для вариаторов CVT;
- Для роботизированных выбирают, исходя из рекомендаций производителя.
В некоторых марках автомобилей трансмиссия состоит из трех частей, в каждую из которых заливается определенный вид жидкости.
При выборе трансмиссионного масла следует ориентироваться на марки и допуски, указанные производителем. Вид смазки подбирают и с учетом марки авто, года его выпуска. Слишком дешевую продукцию покупать нельзя, так как некачественная подделка может крайне отрицательно сказаться на состоянии всех основных узлов. Если вы сомневаетесь, то лучше посоветоваться с консультантом в магазине или мастером в автосервисе.
Этапы замены
Просто и быстро масло поменять можно в автосервисах, использующих специальное оборудование. Если сервис проводится самостоятельно, то потребуются ключи, емкость для отработки, воронка для залива новой жидкости. Работа проводится на яме или с использованием подъемника.
При обслуживании коробки автомата нужно применять следующий алгоритм:
- Трансмиссию прогреть, проехав на машине 10-20 км;
- Установить авто на ровной площадке;
- Открутить пробку для слива, предварительно поставив под него емкость;
- Снять гидроблок, фильтр, слить остатки жидкости. Фильтр можно промыть бензином, но лучше установить новый;
- Установить поддон на прежнее место;
- Залить новую смазку;
- Завести машину, рычаги переключить в разные положения;
- После прогрева проверить уровень, если нужно долить масло.
При обслуживании автомобиля в автосервисе в «РКС Авто» на все работы дается гарантия. Записаться в сервис на ТО можно по телефону.